Применяемость валов коленчатых ЯМЗ
Работа каждого автомобиля обеспечивается двигателем, а центральным элементом этого механизма является коленчатый вал.
Работа каждого автомобиля обеспечивается двигателем, а центральным элементом этого механизма является коленчатый вал. Этот компонент отвечает за критически важную задачу – преобразование линейного движения поршней во вращение, что является основополагающим для работы авто. Коленвал переводит тепловую энергию, выделяемую в процессе горения топлива, в механическую работу, далее распределяемую по системе привода колес.
Многофункциональность и сложность конструкции коленвала обусловлены требованием крепления поршней к шатунам. Этот критически важный компонент, входящий в состав кривошипно-шатунного механизма, незаменим в механике силового агрегата. Для его изготовления используются только высокопрочные материалы, включая специальные сплавы стали и чугуна.
Функциональное значение коленчатого вала
Коленвал олицетворяет собой один из самых сложных и значимых элементов в архитектуре двигателя. Он состоит из разнообразных компонентов: коренных и шатунных шеек, противовесов, хвостовиков, щек, маслоотражателей и прочих. Для увеличения износостойкости и обеспечения долгосрочной надежной работы коленвал подвергается специальной обработке, включая закаливание высокочастотными токами или азотирование, а затем – тщательное шлифование и полирование контактирующих поверхностей. Особое внимание уделяется обработке переходов от шеек к щекам, чтобы предотвратить сосредоточение напряжений и избежать потенциальных повреждений.
Высокие эксплуатационные нагрузки, испытываемые коленвалом, включают давление газов, силу инерции и моменты усилий, возникающие в процессе работы двигателя. Это требует от производителей соблюдения строгих технических стандартов при создании этого жизненно важного элемента, что гарантирует его качество и надежность в длительной перспективе.
Идентификация размеров коленчатых валов в моторах ЯМЗ
Моторы линеек ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, охватывающие все разновидности и комплектации как предназначенные для сборочных линий, так и служащие запасными частями, комплектуются коленчатыми валами с уникальной особенностью. Эти валы обладают коренными и шатунными шейками, представленными в двух основных размерах, причем на одном валу допускается комбинация размеров при условии одинаковости всех шеек каждого типа.
Различение второстепенных размеров на коленчатых валах достигается через применение специализированной маркировки:
- Обозначения «К1» или буква «К» указывают на коренные шейки.
- Знаки «Ш1» или буква «Ш» наносятся для обозначения шатунных шеек.
Варианты маркировки:
Дополнительная маркировка коленчатого вала | —-* | «Ш1» | «К1» | «Ш1 К1» |
Диаметр коренных шеек, мм | 110,00 (-0,022) | 110,00 (-0,022) | 109,75 (-0,022) | 109,75 (-0,022) |
Маркировка коренного вкладыша | 236-1005170-В
и 236-1005171-В |
236-1005170-В
и 236-1005171-В |
236-1005170-В
и 236-1005171-В |
236-1005170-В-Р1
и 236-1005171-В Р1 |
Толщина коренного вкладыша, мм | 2,965 (-0,012) | 2,965 (-0,012) | 3,090 (-0,012) | 3,090 (-0,012) |
Диаметр шатунных шеек, мм | 88,00 (-0,022) | 87,75 (-0,022) | 88,00 (-0,022) | 87,75 (-0,022) |
Маркировка шатунного вкладыша | 236-1004058-В | 236-1004058-В-Р1 | 236-1004058-В | 236-1004058-В-Р1 |
Толщина шатунного вкладыша, мм | 2,490 (-0,012) | 2,615 (-0,012) | 2,490 (-0,012) | 2,615 (-0,012) |
Такие маркировки находят свое место на необработанной части пятой щеки коленчатого вала, что актуально для двигателей с 6 и 8 цилиндрами, и размещаются они сразу за номером детали, который нанесен методом ковки. Эта система идентификации играет ключевую роль в точности подбора необходимых комплектующих в процессе сборки или технического обслуживания моторов.
Детализация коленчатых валов для моторов ЯМЗ-240
Моторы линейки ЯМЗ-240, охватывающие разнообразие модификаций и комплектаций, будь то для первоначальной сборки на производственных мощностях или в качестве дополнительных запасных элементов, оборудованы коленчатыми валами. Эти валы отличаются наличием двух базовых размеров для коренных опор и шатунных шеек. Примечательно, что на одном валу возможно присутствие обоих номинальных размеров при условии, что каждый набор шеек сохраняет единство в размерах.
В качестве индикатора второстепенного размера на коленчатых валах предусмотрена уникальная маркировка:
- Коренные опоры маркируются как «К1» либо просто «К».
- Шатунные шейки обозначаются как «Ш1» или «Ш».
Варианты маркировки:
Дополнительная маркировка коленчатого вала | —-* | «Ш1» | «К1» | «Ш1 К1» |
Диаметр коренных шеек, мм | 191,92 (-0,029) | 191,92 (-0,029) | 191,42 (-0,029) | 191,42 (-0,029) |
Маркировка подшипника качения | 2ВО2622134 ЛМ
или 2ВО2622134 ЕМ |
2ВО2622134 ЛМ
или 2ВО2622134 ЕМ |
2ВО2622134 ЛМ
или 2ВО2622134 ЕМ |
2ВО2622134 ЛМ
или 2ВО2622134 ЕМ |
Диаметр шатунных шеек, мм | 88,00 (-0,022) | 87,75 (-0,022) | 88,00 (-0,022) | 87,75 (-0,022) |
Маркировка шатунного вкладыша | 236-1004058-В | 236-1004058-В-Р1 | 236-1004058-В | 236-1004058-В-Р1 |
Толщина шатунного вкладыша, мм | 2,490 (-0,012) | 2,615 (-0,012) | 2,490 (-0,012) | 2,615 (-0,012) |
Такие обозначения находят свое место на передней части первой щеки коленчатого вала и на внешнем краю четвертой опоры, сразу после заводского номера, зафиксированного методом ковки. Это предоставляет ясность в идентификации и упрощает выбор соответствующих деталей, способствуя точности и долговечности при сборочных работах или в процессе ремонта двигателя.
Индивидуализация коленчатых валов в моторах ЯМЗ-840 и ЯМЗ-850
Моторы от ЯМЗ, включая серии ЯМЗ-840 и ЯМЗ-850, вне зависимости от разнообразия моделей и комплектаций, оснащены коленчатыми валами, которые отмечаются наличием двух базовых размеров для коренных опор и шатунных шеек. Эта особенность актуальна как для единиц, направленных на сборочные предприятия, так и для деталей, предназначенных к распределению в качестве запасных. Ключевым моментом является возможность интеграции шеек двух разных размеров в рамках одного коленвала с условием соблюдения идентичности размеров для всех аналогичных шеек.
В рамках обозначения вторичного номинального размера коленчатых валов была разработана методика дополнительной маркировки:
- Коренные опоры маркируются как «К2» или используется упрощенное обозначение «К».
- Шатунные шейки получают обозначение «Ш2» или сокращенно «Ш».
Варианты маркировки:
Дополнительная маркировка коленчатого вала | —-* | «Ш1» | «К1» | «Ш1 К1» |
Диаметр коренных шеек, мм | 117,00 (+0,018/-0,008) | 117,00 (+0,018/-0,008) | 116,75 (+0,018/-0,008) | 116,75 (+0,018/-0,008) |
Маркировка коренного вкладыша | 840.1005170
и 8406.1005171 |
840.1005170
и 8406.1005171 |
840.1005170
и 8406.1005171 |
840.1005170
и 8406.1005171 |
Толщина коренного вкладыша, мм | 4,000 (+0,050/-0,062) | 4,000 (+0,050/-0,062) | 4,125 (+0,050/-0,062) | 4,125 (+0,050/-0,062) |
Диаметр шатунных шеек, мм | 90,00 (+0,018/-0,008) | 89,75 (+0,018/-0,008) | 90,00 (+0,018/-0,008) | 89,75 (+0,018/-0,008) |
Маркировка шатунного вкладыша | 840.1004058 | 840.1004058-Р2 | 840.1004058 | 840.1004058-Р2 |
Толщина шатунного вкладыша, мм | 2,490 (-0,012) | 2,615 (-0,012) | 2,490 (-0,012) | 2,615 (-0,012) |
Данная маркировка размещается на первой щеке коленвала, прямо после кованого номера детали. Такая система маркировки способствует точному узнаванию размеров шеек, упрощает процесс отбора соответствующих компонентов в ходе сборки или проведения ремонтных работ, а также обеспечивает высокую степень качества и надежности в эксплуатации двигателей.